Обзор рынка машиномест в столичных ЖК
С начала реализации программы Правительства Москвы по внедрению платных парковок на улицах города, приобретение машиноместа вместе с квартирой стало гораздо более актуально. Как отмечают аналитики компании «Метриум Групп», сегодня такая возможность есть практически во всех новостройках «старой» Москвы, в том числе и в сегментах эконом- и комфорт-класса. Собственного подземного или отдельно стоящего паркинга нет менее чем в 5% столичных жилых комплексов, реализуемых на первичном рынке.
Традиционно девелоперы жилой недвижимости преподносят наличие паркинга в проекте как важное конкурентное преимущество. И мало кто знает о том, что обеспечение жилого комплекса машиноместами является не прихотью застройщика, а его прямой обязанностью. Причем уже довольно давно: еще 10 лет назад был принято постановление Правительства Москвы №769-ПП, по которому даже в проектах эконом-класса (30 кв. м общей площади на человека) должно быть минимум 1 машиноместо на квартиру. В 2014 году эти нормативы были уточнены. Так, согласно временному порядку применения показателей по жилищному строительству и объектам социального обслуживания, утвержденному 17.06.2014, на каждую тысячу жителей в проекте должно быть не менее 450 машномест (при строительстве социального жилья за счет городского бюджета – не менее 320 машиномест).
Но как обычно бывает в России, в любом законе можно найти лазейку и уклониться от выполнения своих обязательств. Например, если девелоперу удастся доказать, что район застройки и так с избытком обеспечен местами для стоянки автомобилей. В Москве, где хранение машины является большой проблемой, в существование неких «райских» мест, где количество парковочных мест превышает количество «железных коней», верится с трудом. Но в «лужковскую» эпоху чиновники были более доверчивыми, а жилые комплексы без парковки строились сплошь и рядом. С приходом Сергея Собянина все инвестконтракты были пересмотрены. И сегодня получить разрешение на строительство ЖК без паркинга проблематично.
Впрочем, такие проекты на первичном рынке представлены до сих пор. И не только в эконом-классе. Как показало проведенное аналитиками компании «Метриум Групп» исследование, даже в элитном сегменте есть жилые комплексы без собственной подземной парковки. Например, только гостевые стоянки предусмотрены в ЖК «Пречистенская слобода». А в клубном доме «Советникъ» девелопер предлагает либ арендовать машиноместо соседнем бизнес-центре, либо приобрести в окрестных жилых комплексах. Еще в двух проектах – жилом доме на Покровке и Capital House – нет подземных паркингов, но жителей все равно обещают обеспечить местами. В первом случае – закрепленные за каждой квартирой места на закрытой внутренней территории, во втором – машиноместа в отдельно стоящем гаражном боксе. В остальных же 40 элитных новостройках есть подземные стоянки.
Цены на машиноместа в элитном сегменте начинаются от 2,45 млн рублей (клубный дом в Печатниковом переулке). Ценовой максимум отмечен сразу в двух проектах: клубных домах на Арбате и «Плотникоff» – 20,14 млн рублей ($300 тыс. по курсу ЦБ РФ на 12.04.16). Впрочем, как отмечают специалисты компании «Метриум Групп», в обоих случаях речь идет о так называемых «зависимых» местах – специальной системе автоматизированных подъемников, которая позволяет хранить на одном месте сразу два автомобиля друг над другом. Таким образом, покупатель получает сразу два машиноместа. Кроме того, данные цены установлены еще полтора года назад, когда курс доллара был заметно ниже. И вероятнее всего сегодня клиент сможет рассчитывать на существенный дисконт.
В одном проекте – ЖК «Рахманинов» – продажа парковочных мест пока не предусмотрена, однако машиноместо можно взять в аренду по ставке 30 тыс. рублей за кв. м в год. А в пяти новостройках девелоперы посчитали, что если их клиенты и так выкладывают немалые суммы за покупку квартиры, то машиноместо вполне можно включить в стоимость жилья. Такой тактики придерживается компания «Донстрой»: в жилых комплексах «Кленовый DOM», «GRAND DELUXE на Плющихе», Barrin House и «Долина Сетунь» в зависимости от количества комнат и площади за собственником квартиры закрепляется от 1 до 4 машиномест. Также машиноместо входит в стоимость квартиры в ЖК «Дом на Бурденко».
Топ-5 элитных ЖК с самыми доступными по цене машиноместами
|
Название |
Тип паркинга |
Кол-во м/м в реализуемых корпусах |
Стоимость м/м (млн руб.) |
Стоимость кв. м (тыс. руб.) |
Стоимость квартиры (млн руб.) |
||
|
Min |
Max |
Min |
Max |
||||
1 |
КД в Печатниковом |
Подземный |
24 |
от 2,45 |
700 |
700 |
71,26 |
129,5 |
2 |
КД на Добрынинском |
Подземный |
8 |
от 2,5 |
501,9 |
525,5 |
53,5 |
105,35 |
3 |
Royal House on Yauza |
Подземный |
270 |
от 2,77 |
364,6 |
650 |
21 |
113,17 |
4 |
«Суббота» |
Подземный |
514 |
2,8 |
272 |
420 |
11,22 |
74 |
«Воробьев Дом» |
Подземный |
285 |
от 2,8 |
355,4 |
640 |
21,69 |
118,89 |
|
5 |
NOVEL HOUSE |
Подземный |
24 |
от 3,23 |
764,6 |
1320,7 |
134,88 |
675,8 |
В сегменте бизнес-класса экспертам компании «Метриум Групп» не удалось найти ни одного жилого комплекса без подземного паркинга – они предусмотрены во всех 72 проектах, реализуемых сегодня на первичном рынке столицы. Самые доступные цены на машиноместа представлены в ЖК V-House (от 800 тыс. рублей), «Крылатский» (от 950 тыс. рублей), AFIResidencePaveletskayaи «Адмирал-3» (в обоих – от 1 млн рублей).
Самая высокая стоимость места в паркинге бизнес-класса составляет 5 млн рублей. Максимальная планка зафиксирована в ЖК «Виноградный». Среди новостроек бизнес-класса, в которых место для машины входит в стоимость квартиры, представлены клубный дом «Таежный», ЖК «Академ-Палас» и «Алые паруса» - еще один жилой комплекс от компании «Донстрой».
Топ-5 ЖК бизнес-класса с самыми доступными по цене машиноместами
|
Название |
Тип паркинга |
Кол-во м/м в реализуемых корпусах |
Стоимость м/м (млн руб.) |
Стоимость кв. м (тыс. руб.) |
Стоимость квартиры (млн руб.) |
||
|
Min |
Max |
Min |
Max |
||||
1 |
V-House |
Подземный |
240 |
от 0,8 |
204,5 |
214,1 |
15,74 |
27 |
2 |
«Крылатский» |
Подземный |
1325 |
от 0,95 |
150 |
176,4 |
7,52 |
24,08 |
3 |
AFI Residence Paveletskaya |
Подземный |
415 |
от 1 |
149,6 |
269,8 |
8,7 |
25 |
«Адмирал-3» |
Подземный |
н/д |
265 |
304 |
48,76 |
83,79 |
||
4 |
ЖК на Мельникова (6 корп.) |
Подземный |
222 |
от 1,1 |
199 |
234 |
9,79 |
57,5 |
5 |
«1147» |
Подземный |
1252 |
от 1,2 |
164 |
297 |
9,01 |
28,15 |
«Новоясеневский» |
Подземный |
1119 |
180 |
301,7 |
9,16 |
53,31 |
Что касается эконом- и комфорт-класса, то собственных паркингов нет у трех проектов - ЖК «Некрасовка», «Ярцевская, 24» и «Ельнинская, 14Б». В остальных 38 жилых комплексах есть либо подземная, либо отдельно стоящая парковка.
Цены в массовом сегменте сегодня начинаются от 310 тыс. рублей за машиноместо. За эту сумму место для стоянки можно приобрести в жилом комплексе «Маршала Захарова, 7». Чуть дороже – от 380 тыс. рублей – цены стартуют в ЖК «Life-Митинская Ecopark». Замыкает тройку ЖК «Ривер Парк» с показателем 550 тыс. рублей за машиноместо.
При этом цены на машиноместа в эконом- и комфорт-классе могут вполне достигать показателей сегмента бизнес-класса. Так, в ЖК «Горизонт» минимальная стоимость составляет 2 млн рублей.
Топ-5 ЖК эконом- и комфорт-класса с самыми доступными по цене машиноместами
|
Название |
Тип паркинга |
Кол-во м/м в реализуемых корпусах |
Стоимость м/м (млн руб.) |
Стоимость кв. м (тыс. руб.) |
Стоимость квартиры (млн руб.) |
||
|
Min |
Max |
Min |
Max |
||||
1 |
«Маршала Захарова, 7» |
Подземный |
580 |
от 0,31 |
142,4 |
179 |
4,53 |
13,79 |
2 |
«Life-Митинская Ecopark» |
Надземный |
1173 |
от 0,38 |
146,2 |
217,7 |
6,7 |
17,76 |
3 |
«Ривер Парк» (1-я очередь) |
Надземный |
521 |
от 0,55 |
155,9 |
216 |
6,95 |
16 |
4 |
«Царицыно-2» (корп. 27, 28/29, 30, 31) |
Подземный |
884 |
от 0,6 |
119 |
150,5 |
4,96 |
15,91 |
5 |
МФК «Водный» |
Подземный |
1408 |
от 0,63 |
180 |
223 |
7,97 |
18,26 |
«По статистике на сегодняшний день парковочное пространство для своего автомобиля в столице приобретает как минимум каждый второй покупатель жилья в бизнес-классе, а в элитном сегменте этот показатель достигает 100%, - говорит Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум Групп». – При этом машиноместа пользуются спросом не только в дорогих проектах, но и в массовом сегменте: в зависимости от жилого комплекса, от 30% до 50% покупателей квартир эконом- и комфорт-класса приобретают места для стоянки машин. Это очень неплохое соотношение. А по отдельным проектам этот показатель может быть еще выше за счет более низких цен. К примеру, в ЖК «Ривер Парк» стоимость машиноместа составляет всего 550 тыс. рублей. На сегодняшний день это один из самых низких показателей в старых границах Москвы».